Виды мандал

Ма́ндала — сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая во всех мировых культурах. Они являются своего рода символами для медитации с орнаментальным узором, чаще всего включающим формы круга, треугольника, квадрата, лепестков лотоса. Благодаря особой структуре при сосредоточении на них происходит соответствующая настройка сознания, которая способствует открытию тех или иных способностей человека.

 Однако этимология слова «мандала» предполагает не только «круг», но и

вместилище сущности.

 

Мандала представляет собой целостность, и может рассматриваться как модель

структуры самой жизни — космический схема, которая напоминает нам о нашей связи с бесконечным миром, который распространяется как вне и внутри наших тел и умов.

 

Описывая, как материальную, так и духовную реальность, мандала проявляется

во всех аспектах жизни человека: в небесных кругах, называемых Земля, Солнце, Луна, так и в понятийных кругах: друзья, семья, общество.

 

Мандала представляет собой интегрированный взгляд на мир. Осознание мандалы способствует изменениям наших взглядов на самих себя, нашу планету, устройства мироздания и, как следствие, может изменить всю нашу жизнь и наше предназначение в жизни.

Нарисованная мандала - это своего рода "фотография" души на момент здесь и сейчас. Известный психиатр и исследователь глубинной психологии человека, Карл Гюстав Юнг, стал одним из первых в Европе, кто подошел к изучению мандалы с научной точки зрения.

 

Первую мандалу он создал в 1916 году и за два года практики отточил искусство и каждый день являл миру неповторимые великолепные изображения. За годы изучения этого искусства и его духовной подоплеки он выяснил, что каждая его мандала отображает внутреннее состояние на момент рисования. Юнг начал использовать свои рисунки для фиксирования своей психической трансформации и в конечном итоге пришел к ошеломительному заключению. Профессор открыл, что с помощью методики мандалы можно проявить уникальную индивидуальность человека, побороть его страхи и заглянуть “внутрь” себя.

Плетеные индейские мандалы родом из Центральной и Южной Америки. Они называли свои изделия Ojo de Dio - "Божий Глаз", а на языке уичоль использовалось слово Sikuli - "Власть видеть сокрытое" или, другим словом- ясновидение. Самые простые Мандалы умели плести и дети: их изделия часто вешали в видном месте, считая, что сделанная детскими руками мандала несет в дом благословение и что Бог сделит за миром и оберегает семью через эти работы.

 

Плетение же больших сложных мандал было настоящим искусством. Если научиться делать качественные мандалы руками можно было достаточно быстро, то вот наука работы мыслями в этом процессе постигалась годами. В некоторые мандалы индейцы могли заложить целое повествование, выражая слова и строки цветами и узорами, их сочетаниями и переплетениями. Говорят даже, что один индеец, взяв в руки мандалу своего собрата, мог, читая мандалу от центра, практически дословно воспроизвести заложенный в нее образ. То есть считать с узоров то, о чем думал мастер в момент плетения. К таким умениям - верно закладывать и верно считывать - шли годами. 

Песочная мандала. Будда Шакьямуни, достигнув полного и окончательного Пробуждения в Бодхгайе, преподал своим ученикам два вида учений. Первые из них, сутры, передавались им открыто в форме диалогов и были доступны широкой публике. Вторым же, тантрам, Будда учил тайно и лишь тех учеников, которые обладали достаточно высоким духовным уровнем, чтобы постичь их и осуществить.

 

Являясь высшими поучениями, тантры предполагают достижение Пробуждения посредством созерцания просветленных божеств и их дворцов-мандал. Тибетские монахи практикуют искусство создания сложных работ, мандал, из цветного песка. Чтобы создать мандалы, на плоскую платформу нужно тщательно выложить миллионы зерен песка. Над одним изображением несколько монахов работают несколько дней или даже недель, зависимо от его сложности.

 

Мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длится сам ритуал. Ее нельзя оставлять в музее, как экспонат, ведь ее главное назначение служить основой для медитационной практики. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена.

В определённом смысле все сакральные религиозные сооружения имеют в своей основе архитектурную  мандалу: египетские и мексиканские пирамиды, храмы в Индии, пагоды Китая и Японии, палатки индейцев Северной Америки.
Многочисленные лабиринты символизируют долгий и трудный путь посвящения, стремление человека через все испытания и ошибки пройти к центру, найти себя.

 

Средневековые европейские церкви часто использовали рисунок круглого лабиринта на плитках пола около входа. Эта мандала является представлением паломничества в святой город Иерусалим. Круглые окна в готических соборах – тоже мандалы, они притягивают взгляд, неся в себе гармонию и вызывая благоговейный трепет.


Символ мандалы не только распространён гораздо шире, чем мандала как таковая, но практически универсален и как модель Вселенной, и как средство достижения глубин самосознания.

В православии тоже есть множество мандал, одним из примеров может послужить иконы «Всевидящее око» или «Неопалимая купина». Если их внимательно рассмотреть эти изображения есть самыми настоящими мандалами.

 

Сама суть икон тесно связана с буддийскими мандалами, которые воспринимаются как дом божества. Православная икона также является изображением Божьего Лика и ее основное назначение установить внутреннюю связь с Богом.

В славянской культуре разновидности мандал различались в зависимости от назначения: месяцесловы, Божье Око, изображения на камне, дереве, металле и ткани.

 

Сам узор такого типа наносился на вещи, которые хозяин носил на себе, либо они были жизненно важны в быту; часто узор наносился и на сам дом (снаружи или внутри). Мы видим, что изображению мандал придавалось очень большое значение. Большинство славянских символов – именно мандалы. Они незамысловаты и чаще всего либо изготовлялись из дерева, металла или глины (для ношения на теле как оберег), либо вышивались, ткались.
Если говорить о плетеных славянских мандалах, то речь пойдет прежде всего о Божьем Оке. Это своего рода «праикона» наших предков, для изготовления которой использовали рябину или березу (для женщин), дуб (для мужчин). Еще в дохристианской культуре славяне вешали этот оберег напротив входной двери, чтобы его мог увидеть входящий человек. По поверью, всю негативную энергию его случайного взгляда оберег заберет на себя.

Современные мандалы отличаются своим разнообразием:  плоские и объемные, рисованные и плетеные, мандалы-песни и мандалы-танцы. Изготавливают мандалы, используя широкий спектр материалов: дерево, камень, бусины и бисер, растения, стекло, глина, пластилин, песок, металл и др. Большое распространение получило рисование мандал акрилом, акварелью, гуашью, карандашами, мелками.